II. Мстиславль в составе Великого княжества Литовского.
1. Лугвений - Семен Ольгердович - родоначальник династии мстиславских князей.
Стремясь неоднократно подчинить себе Мстиславль, литовский князь Ольгерд в 1359 году штурмом взял город и оставил там своего наместника. С этого времени начинается история Мстиславля в составе Литовского княжества. Еще при жизни Ольгерд отдал город своему третьему сыну от Марии Витебской Лугвению. Это была большая территория, в состав которого, кроме нынешнего Мстиславского района, входила часть Чериковского, Кричевского и большая часть Чаусского районов.
Князь Лугвений (в некоторых источниках именуется Лунгвен) сделался родоначальником князей мстиславских, игравших видную роль в борьбе Великого княжества Литовского с Москвой в XV-XVI веках. По его имени Мстиславские князья в актах обыкновенно звались Лугвениевичами.
Так как мать его Мария Витебская была православной, то его крестили по Византийскому обряду и нарекли Симеоном (Семеном). Первый раз Лугвений-Семен женился в июне 1394 года на дочери Московского князя Дмитрия Донского Марии. Но недолгим был их брак. В 1399 году Мария умерла, оставив после себя сына Юрия.
Второй раз Лугвений венчался зимой 1407 года. В 1411 году у него родился сын Ярослав. Лугвений княжил в Мстиславле до 1431 года, умер 80 лет от роду. Его широкая и воинственная натура не позволяла ему подолгу засиживаться в Мстиславле. Он ревностно помогал великим Литовским князьям во всех военных и политических событиях, а во времена затишья отдавал свои силы на служение Великому Новгороду в качестве наместника.
В 1386 году Лугвений-Симеон отправился в Краков на свадьбу Ягайлы и Ядвиги. Это был династический брак, позволивший Литовскому князю Ягайле стать польским королем. В это время Смоленский князь Святослав, тяготившийся зависимостью от Литвы, решил в союзе с Полоцким князем Андреем отнять недавно отвергнутый у Смоленска Мстиславль. 18 апреля 1386 года город был обложен со всех сторон. 11 дней продолжалась осада. Подкапывали стены, разрушали заставы и башни огнестрельным оружием. Но брат Лугвения Коригайло отстоял город до прибытия Мстиславского князя из Кракова. Появление у стен свежих сил было неожиданным для Святослава, но Смоленский князь вступил в борьбу с Лугвением. В сражении на берегах Вихры Святослав погиб, а двоих его сыновей взяли в плен. Таким образом, благодаря местным жителям, не пожелавшим подчиниться Смоленскому князю, Лугвению удалось удержать за собой Мстиславль.
Князь Лугвений-Семен проявил глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь, в 8 км от Мстиславля. Преемники его всегда относились с большим вниманием к этой обители и своими щедрыми жертвами обеспечивали ей безбедное существование. С начала XVII века до 1839 года, когда в Беларуси, как, впрочем, и по всей западной области Российской империи, существовала униатская церковь (попытка объединения православной и католической веры под главенством Римского папы), этот монастырь тоже был униатским и принадлежал базилианскому ордену.
Кроме того, внутри Мстиславского замка Лугвением-Семеном был построен Нагорный Николаевский монастырь, который был разрушен войсками московского князя в середине XVII века
В 1407 году была также основана в 17 км от Мстиславля каменная Онуфриевская обитель, которая в нач. XVII века была одна из первых обращена в униатский монастырь, игравший в истории унии значительную роль. В первой половине XIX века монастырь был возвращен православной церкви и обращен в церковь для пахотных солдат, а в начале XX века существовал как приходская церковь. Именно здесь предположительно хранились древние портреты сына Лугвения-Семена Юрия и его жены Софии.
Но не одной преданностью православной вере известен истории князь Лугвений. Именно при нем сложилась общественная политическая жизнь Мстиславля, записанная в грамотах, в которых определялись права и привелегии жителей города и его окрестностей. Именно грамота дает нам живую картину жизни Мстиславля в конце XIV века. Характерен здесь прежде всего тот "русский язык", которым написана грамота. Это действительно древнерусский, или точнее западнорусский язык, совершенно чистый от позднейших польских примесей, язык, который был в употреблении у мстиславцев того времени, характерные особенности которого в роде гортанного "кг" и твердого "р" сохранились в Мстиславле и поныне.
Грамота дает также представление и о некоторых сторонах бытовой, общественной и государственной жизни тех лет: земля считается княжеской, и все землевладельцы (даже богатые бояре) за пользование землей обязаны были платить пошлины или самому князю или его наместникам. Кроме того, они должны были нести военную службу у Лугвения. От взноса земельной пошлины, как видно из грамоты, землевладельцы могли освобождаться за особые заслуги перед князем, который имел свой княжеский суд для привилегированного сословия. Остальное население Мстиславля (и бояре в том числе) подлежали суду княжеских "урадников и десятников городских".